УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА

Государственное учреждение образования
 "Ясли-сад №273 г. Минска"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную Версия для слабовидящих

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

21.02.2020

С Днем защитника Отечества!

20.02.2020

Единый День безопасности!

04.12.2019

Безопасный Новый год!

21.11.2019

Стань заметным!

13.11.2019

Не прожигай свою жизнь!

Контактная информация

Адрес: 220103 г. Минск, Калиновского, 89
Телефон/факс: +375 17 369 83 97, телефон 369 76 84
Электронная почта: ddu273@minsk.edu.by

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФИЗУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. А дошкольный возраст – это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Основы экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста следует формировать на основе единства и взаимосвязи образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями учебной программы дошкольного образования. Доказано, что усвоение экологических знаний эффективно при непосредственной включенности детей в двигательную деятельность. В этой связи особую актуальность приобретает проведение на свежем воздухе физкультурных занятий экологической направленности, способствующих общению детей с природой ближайшего окружения, ориентированных на формирование творческого отношения ребенка к миру и к себе, воспитывающих осознанное отношение к своему здоровью, умение управлять своим телом и др.;

Физкультурные занятия экологической направленностипредусматривают применение специальных физических упражнений и экологически ориентированных подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, деятельность в природной среде и др. Такиезанятия, как правило, имеют конкретный природоведческий сюжет, что позволяет воспитанникам, погружаясь в предлагаемые обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и таким образом знакомиться с их жизнью изнутри.

Воспитанники всех возрастных групп относятся сюжетным занятиям с большим интересом. Они быстро включаются в игру, легко входят в образ, поэтому значительно лучше начинают понимать ощущения и переживания, например, животных, ежедневно сталкивающихся с проблемами добывания пищи, спасения от врагов, воспитания детенышей и др. Формирование экологических представлений обеспечивается за счет развития у детей способности логически «вычислять» вероятные формы поведения живых объектов в каждой конкретной ситуации. По мере накопления опыта и понимания смысла подобных игр, дети учатся оперативно реагировать на новые игровые ситуации и события, что отражается на точности выполнения ими соответствующих двигательных действий.

Физкультурные занятия экологической направленностиявляются комплексными или интегрированнымии проводятся в два этапа. Задача первого этапа – актуализировать знания, которые понадобятся на занятии. Для этого проводится вводная беседа, с использованием методов опосредованной наглядности ‑ фотографий, картинок, плакатов, на которых запечатлены события, предусмотренные на втором этапе занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску животных, многие реальные события из их жизни, движения, позы, формы поведения. Продолжительность беседы не превышает 5 минут.

Второй этап полностью является физкультурным. Его продолжительность и содержание соответствует нормативным и программным требованиям к организации физического воспитания детей дошкольного возраста. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается физическими упражнениями малой интенсивности, либо наблюдениями за ближайшим природным окружением в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Темой занятия может быть обыгрывание впечатлений от специально организованных наблюдений за животными («веселые котята», «лошадки», «на лужайке прыгают зайки» и др.), явлениями природы («снежок – мой дружок», «весенние забавы», «встреча с вьюгой» и др.), общественной жизни («юные спасатели», «на ракете – в космос» и др.). Педагог эмоционально описывает различные события из жизни изучаемых объектов, согласно выбранной тематике, а дети их изображают. При таком подходе у детей тренируются многие мыслительные операции, т. к. они должны не просто услышать рассказ педагога, но осмыслить его, трансформируя в собственные действия. Если учесть, что рассказ ведется без перерывов и пауз, то детям приходится выполнять значительную умственную нагрузку. Это способствует формированию интеллектуальных умений, а также развитию детской фантазии, внимания и воображения.

Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются:

  • обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;
  • наличие экологической тропинки как необходимого элемента предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды;
  • осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Опыт показывает, что сюжетные физкультурные занятия экологической направленности оказывают положительное влияние на развитие различных сторон личности ребенка:

‑ расширяют представления детей о животном и растительном мире, природных и общественных явлениях;

‑ способствуют формированию эмпатии, т.е. способности сопереживать другим людям, растениям, животным, создают предпосылки для осознания необходимости беречь и охранять все живое;

‑ оказывают положительное влияние на способность анализировать и понимать речь педагога, создавать по словесному описанию мысленный образ;

‑ стимулируют развитие образного и логического мышления.

 Власенко Наталья Эдуардовна, руководитель физвоспитания, высшей категории