УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА

Государственное учреждение образования
 "Ясли-сад №273 г. Минска"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную Версия для слабовидящих

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

21.02.2020

С Днем защитника Отечества!

20.02.2020

Единый День безопасности!

04.12.2019

Безопасный Новый год!

21.11.2019

Стань заметным!

13.11.2019

Не прожигай свою жизнь!

Контактная информация

Адрес: 220103 г. Минск, Калиновского, 89
Телефон/факс: +375 17 369 83 97, телефон 369 76 84
Электронная почта: ddu273@minsk.edu.by

 

     

     Коляда – это праздник славян, народное название Рождества и Святок, которые продолжаются сегодня c 7 до 19 января (Крещение). Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику.
     Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются – облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок; колядование, исполнение колядных песен; благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами; – игры молодых людей; гадания незамужних девушек.

     Коляда – праздник, который был самым большим и главным в зимнее время со времен язычников, так же как сейчас Рождество Христово для всех христиан.

Праздник Коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. 25 декабря люди не просто встречали Новый год - они верили, что в этот день происходит зарождение нового светила и сельскохозяйственной деятельности.

Как готовились и праздновали Коляду раньше

      К Коляде готовились заранее и уделяли этому большое внимание. Хозяйки стряпали, стараясь приготовить как можно больше вкусных блюд. Оладушки, пироги, мясо в разных видах, каши, запеканки – все самое интересное. Женщины делали генеральную уборку, стараясь, чтобы все сияло, словно солнечные лучи. Все члены семьи посещали баню, в которой как следует мылись и парились. Также шили и мастерили разные наряды для колядования. 
      Когда наступал день празднования, начиналось торжество, и шло оно по определенному сценарию.
 Люди шли к храмам (в то время языческим), где проводили обряды жертвоприношения. Древние сказания говорят, что славяне разукрашивали лица, надевали маски и наряды, и в таком виде восхваляли богов. Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала. 
      В старину празднование Коляды отмечалось шумно. Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду (символ рождения Иисуса). Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака.

       Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины.
         У обряда колядования две цели:

1. Отогнать злые силы.
2. Обеспечить плодородие, процветание рода.

Первая цель достигалась весельем и праздником, так как считалось, что смех разгоняет недоброе, а вторая – примитивной магией. Первым условием этой магии был состав колядующих. Колядовали ряженые, но рядились не просто так, а тоже с глубоким смыслом. Среди ряженых были:

     1. Собственно Коляда – древнее божество. Настолько древнее, что толком сказать о нём можно лишь то, что несёт в себе это божество возможность творца всего, поэтому, как все изначальные творцы, оно не имеет определённого пола. Тот, кто рядится Колядой, берёт одежду не своего пола. Девка надевает штаны и рисует усы, а парень румянит щёчки и рядится в юбку и платочек.

      2. Птицы для наших предков были представителями верхнего мира, мира богов – Прави. Во время обряда птицы хранят, оберегают колядующих и хозяев от разгулявшейся нечисти, да ещё и вестниками богов выступают.

      3. Старик и старуха – представители предков.

      4. В медведя рядятся, помня, что он – первопредок для лесных жителей. Это тотемное животное, от которого ведётся мистическая родословная.

       5. Рогатые животные тоже неспроста. Рога у животных – показатель возможности иметь потомство. Не зря головные уборы женщин были с намёком на один, пару, а то и больше рогов.

       6. Шишок – это что-то сегодня совершенно непонятное. Кто он и что он – неизвестно, но именно он уводит колядующих из дома. Видимо, он из числа какой-то безобидной нечисти, потому что в него не рядятся, а несут личину на палочке.

       7. О Мехоноше, в чей мешок стряхивают из передников, шапок, варежек гостинцы, можно сказать, что он должен иметь мешок, а одежда значения не имеет.

       8. Остальные участники могут быть не ряжены, а могут увеличить количество персонажей, кроме Коляды и Шишка.

       Ряженые обязательно пели новогодние колядки. В них они славили хозяев, желали им добра и процветания, чтобы приумножилось в доме богатство. Хозяева одаривали колядующих пирогами, козулями, копеечкой. Но подношения никогда не брали голыми руками. Его либо брали варежкой, либо в подол, а затем ссыпали Мехоноше в мешок. И только на посиделках, совершив очищающий от наговоров ритуал, ели.

    Также на святках устраивали гадания. Самыми популярными были два: бросали валенок на дорогу и смотрелись в зеркало при зажжённых свечах.

     Белорусские народные обряды и традиции очень интересны и познавательны. Но организовать проведение колядок в дошкольном учреждении чрезвычайно трудно.

     Во-первых, сложны колядочные песни. Дети дошкольного возраста ещё не в полной мере владеют дыханием, не всегда могут пропеть распевы.

      Во-вторых, детям не всегда понятен смысл проводимого обряда, так как современные дети не сталкиваются с этим в повседневной жизни. Если в деревнях ещё как-то сохраняются какие-то традиции, то в городе практически ничего о колядках не знают, а если знают что-то, то в искажённом виде.

     Тогда для чего же мы знакомим с этим праздником детей в дошкольном учреждении?

     Прежде всего - это формирование у детей основ белорусской музыкальной культуры, знакомство с национальными праздниками, а так же приобщение к основам родного языка.

     Мы знакомим детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;разучиваем святочные песни, колядки, игры и хороводы; объясняем значение слов «коляда», «колядки», «колядовщики»; воспитатели вместе с детьми изготавливают атрибуты обряда колядования – звезду, месяц; с помощью родителей подготовим костюмы.

И как мы это делаем можно узнать в разделе "Фотогалерея" - "Коляды"